Левитан Е.П. Дидактика астрономии. — М. : Издательство УРСС, 2004. — 296 с.

Предисловие
Это четвертая книга автора по методике преподавания астрономии в средних общеобразовательных заведениях. Из предыдущих в новую книгу вошел, естественно, и проверенный временем материал, оказавшийся полезным учителям астрономии и студентам педвузов. Основные отличия данной книги от прежних сводятся к следующему.
Во-первых, обобщается то новое, что появилось в методике обучения астрономии и представляет практический интерес. Во-вторых, в этой книге фиксируется переход от методики обучения астрономии к дидактике астрономии. В-третьих, сделана попытка по возможности отойти от обычно применяемого в книгах по частным методикам инструктивно-назидательного стиля ("учитель должен", "учитель обязан", "учащийся должен" и т.д.), напоминающего стиль, в котором обычно излагаются, например, инструкции для пассажиров общественного транспорта. Автор предпочел этому "тон сотрудничества" с читателем, предусматривающий возможно более полное информирование о том, что ему полезно знать, и творческое обсуждение многочисленных задач и проблем, в том числе нерешенных, спорных или даже "еретических" идей. В-четвертых, в книге обозначен круг нерешенных проблем, научно-методическая разработка которых актуальна в настоящее время и в обозримом будущем. И, наконец, в-пятых, необычность этой книги в том, что, в отличие от предыдущих, она представляет собой монографическое (и отчасти автобиографическое) пособие по дидактике школьной астрономии, поскольку автору, более полувека занимающемуся проблемами астрономического образования, довелось быть причастным ко всему, что происходило за это время на довольно драматическом "переднем крае" борьбы за утверждение школьной астрономии.
В настоящее время большинство людей не может объяснить повседневно наблюдаемые астрономические явления и не имеет научного представления о мироздании. Основная цель преподавания астрономии в школе — создать у учащихся научное представление о Вселенной, не углубляясь во множество второстепенных деталей (не отождествляя десятки миллионов школьников с тысячами любителей астрономии). Тогда со временем будет ликвидирована пресловутая астрономическая безграмотность.
Для этого необходимо совершенствовать методику обучения астрономии и вооружения ею студентов и начинающих учителей астрономии. В книге сделана попытка показать, как российская методика обучения астрономии постепенно становится дидактикой астрономии (одной из частных дидактик). Предметом дидактики астрономии является не только изучение путей и средств обучения астрономии (в сотрудничестве учеников и учителя), но и теория и философия астрономического образования, базирующегося на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и психологии. Эвристический потенциал дидактики астрономии раскрывает перспективы ее развития и становления в школе будущего. (Это определение дидактики уточняет сформулированное ранее.) ...
Оглавление
Глава I. Необходимость и специфика астрономического образования
§ 1. Зачем преподавать астрономию в школе
§ 2. Общеобразовательное значение достижений современной астрономии и космонавтики
§ 3. Из истории становления российской дидактики астрономии (краткий очерк прошлого и настоящего)
§ 4. Российские учебники, по которым преподавали астрономию 100 лет назад
§ 5. Современные программы и учебники в нашей стране
§ 6. Система работы по астрономии и космонавтике во внеурочное время
6.1. Введение
6.2. Нижегородский кружок
6.3. Основные формы работы и решаемые воспитательные задачи
6.4. Школьные астрономические кружки
6.5. Астрономические кружки при внешкольных учреждениях
6.6. Система факультативных курсов по астрономии и космонавтике
6.7. Внешкольная астрономия в системе дополнительного астрономического и аэрокосмического образования